МАЛОЕ, ДОШКОЛЬНОЕ
Прислано Русское Радио на 10 Февраля 2017, 13:39:35
"Нужны ли инновации дошколятам?" — тема нашей беседы с начальником Управления образования Нижнетуринского городского округа Ларисой Заляжных.
— Лариса Викторовна, на старте нового учебного года – августовском педсовете – Вы, помнится, подробно остановились на первой ступеньке системы образования – дошкольной.
— Хорошее дошкольное образование сегодня – это действительно существенный резерв повышения качества и доступности последующих уровней образования. И это - одно из приоритетных направлений развития муниципальной дошкольной образовательной системы.
На начало 2015-2016 учебного года на территории НТГО функционировало 9 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и две сельские школы...
Расширенные новости
"Нужны ли инновации дошколятам?" — тема нашей беседы с начальником Управления образования Нижнетуринского городского округа Ларисой Заляжных.
                 — Лариса Викторовна, на старте нового учебного года – августовском педсовете – Вы, помнится, подробно остановились на первой ступеньке системы образования – дошкольной. 
                  — Хорошее дошкольное образование сегодня – это действительно существенный резерв повышения качества и доступности последующих уровней образования. И это - одно из приоритетных направлений развития муниципальной дошкольной образовательной системы.
                  На начало 2015-2016 учебного года на территории НТГО функционировало 9 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и две сельские школы, реализующие программу дошкольного образования. Работают два автономных образовательных учреждения, пять бюджетных учреждений. В детских садах в режиме полного дня работают 94 группы в расчете на 1796 воспитанников. Сегодня наполняемость групп составляет в среднем 19 человек. Сейчас 7 садов претерпели реорганизацию, путем присоединения и 2 школы, реализующие программу дошкольного образования. Автономных стало 3 садика.
                    В соответствии с майским Указом Президента РФ вот уже не первый год в нашем округе сохраняется выполнение показателя по отсутствию очереди на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения.
                    - Каков, на Ваш взгляд, педсостав в детских образовательных учреждениях?
                    - Я считаю, достойный: квалифицированный, мудрый, искренне любящий детей, не чуждый научного поиска в методиках воспитания и образования.
90% педагогических работников ДОУ аттестованы на высшую и первую квалификационную категорию. Значительное внимание уделялось подготовке педагогических и руководящих работников по таким актуальным направлениям, как "Организация инклюзивного образования", "Организация консультационно-методических служб (центров) поддержки родителей с детьми раннего возраста, не посещающими ДОО", "Менеджмент в управлении образовательной организацией". Это сказалось на подготовке кадров, отразилось на их активности.
                     В марте 2016 года в детских садах "Гнездышко" и "Елочка" были организованы консультационные центры для родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Их цель – оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи.
                     А в детском саду "Чебурашка" планируется создание "Службы ранней помощи родителям" для оказания психолого-педагогической и социальной помощи, а также для поддержки родителей, имеющих детей с выявленными нарушениями развития в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, не посещающими дошкольное образовательное учреждение. На данном этапе проводится анализ востребованности этой услуги родителями воспитанников, а также решается вопрос финансирования.
                     — Расскажите о конкурсах. Это ведь такая возможность презентовать свой опыт и получить экспертную оценку.
                    - Да, конкурсы профмастерства – эффективная форма профессиональной самореализации и совершенствования. В этом учебном году проведен муниципальный этап конкурса "Воспитатель года России". Приняли в нем участие работники шести детских садов. Финал состоялся в апреле 2016 года, победителем стала Лариса Васильевна Спехова, воспитатель детского сада "Аленушка". Она принимала участие во втором туре конкурса – региональном. Второе место у Ирины Владимировны Тульженковой, воспитателя Центра развития ребенка — детский сад "Гнездышко". Третье – у Светланы Владимировны Галиной, воспитателя детского сада "Елочка".
                    В прошлом учебном году дошкольные образовательные учреждения включились в реализацию регионального проекта "Образовательная робототехника". Два детских сада ("Елочка" и "Гнездышко") закупили комплект оборудования "Лего" и в течение всего года проводили занятия по лего-конструированию. Эти занятия помогут детям адаптироваться к учебной деятельности, приобрести первый опыт решения конструкторских задач.
                    Вообще, мы сейчас активно занимаемся начальным инженерным образованием. В нынешнем году закупаем дополнительное оборудование для занятий конструированием и строительством, развития у детей прикладных навыков, перспективного мышления.
                     Здесь же хочу сказать о том, как мы организуем соревнования детей. В системе образования Нижнетуринского городского округа накоплен значительный опыт по выявлению одаренных и талантливых детей, сформирована и действует система их поддержки и развития. Около 80% детей дошкольного возраста стали участниками фестивалей, акций, исследовательских и творческих конкурсов, спортивных соревнований различного уровня. Среди них 28% от числа участников конкурсных мероприятий – призеры и победители.
                      - И все же есть проблемы?
                      - Если говорить о штате сотрудников детских дошкольный учреждений, то, к сожалению, приходится констатировать, что средний возраст педагогов дошкольных образовательных учреждений – 46 лет. Вообще, в системе образования нашего округа проблема старения педагогических кадров остается актуальной. Необходимо активизировать работу по привлечению в детские сады и школы молодых специалистов.
                       — Ваше мнение об инновациях в целом.
                       — Сегодня существует огромное количество программ и способов, интерактивных средств обучения и воспитания, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки, оригинальные упражнения, аутотентичные, современные аудио- и видео-материалы.
                       Но основная причина существующей пока монотонности быта детсадовского воспитанника – нежелание педагогов и воспитателей дошкольного учреждения их внедрять, боязнь рисков.
                       Да, риски – это всегда проблемы, которые нужно решать именно современными методами. Риск подразумевает эксперимент, новизну поведения. Ведь дети меняются, и те методы, что прекрасно работали двадцать лет назад, уже не эффективны. А бывает, что инновациями становятся привычные, известные методы, просто примененные в нужное время и в нужной аудитории. Как, например, игра в шашки и шахматы.
                       — Расскажите, пожалуйста, об успехе коллектива "Гнездышка" подробнее.
                       — Здесь речь об особых детях – ребятишках с ограниченными возможностями здоровья. В результате большого конкурсного отбора, по итогам экспертизы заявок образовательных организаций на присвоение статуса региональных инновационных площадок в Свердловской области в 2016 году Центр развития ребёнка – детский сад "Гнёздышко" (руководитель Надежда Станиславовна Савина) признан региональной инновационной площадкой в Свердловской области по теме: "Социализация детей 5–8 лет с ограниченными возможностями здоровья посредством дистанционного обучения игре в шашки и шахматы". Срок реализации проекта 2016–2018 годы.
                       Инновационность проекта заключается в создании образовательной модели, обеспечивающей принцип равных возможностей в реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступную образовательную среду. Проект предполагает организацию дистанционного обучения таких детей игре в шашки и шахматы, что позволит обеспечить удовлетворение образовательных запросов детей с ограниченными возможностями здоровья, направленное на социализацию личности.
                       Образовательным организациям, получившим статус региональных инновационных площадок в Свердловской области, рекомендовано начать работу по распространению нашего инновационного опыта среди образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области (проведение семинаров, методических дней и др.).
                       - Так нужны ли инновации дошколятам?
                        — Как воздух.
                        - Что ж, остается лишь пожелать Вашим коллегам и Вам оставаться верными новаторским направлениям деятельности, не бояться рисковать, ведь все ваши усилия — ради детей и их безболезненной дальнейшей адаптации в жизни.
Наталья КОЛПАКОВА, специалист по связям с общественностью администрации НТГО.