СООТВЕТСТВОВАТЬ ВЫЗОВАМ ВРЕМЕНИ
Прислано Русское Радио на 05 Февраля 2016, 11:53:05
"Сейчас мы работаем в режиме функционирования. А нужно идти вперед". Этими словами Лариса Викторовна ЗАЛЯЖНЫХ начала свое первое выступление в Думе, которое она подготовила для депутатов в преддверии назначения ее начальником Управления образования Нижнетуринского городского округа.

Это было перед началом прошлого учебного года. Тогда же и началась трудовая деятельность Л.В.Заляжных в структуре администрации НТГО. За плечами у Ларисы Викторовны – Уральский педуниверситет, Тобольский пединститут, профподготовка по программе "Менеджмент в образовании", весомая награда за педагогическую деятельность и двадцатилетний профессиональный путь от вожатой до директора школы...
Расширенные новости
"Сейчас мы работаем в режиме функционирования. А нужно идти вперед". Этими словами Лариса Викторовна ЗАЛЯЖНЫХ начала свое первое выступление в Думе, которое она подготовила для депутатов в преддверии назначения ее начальником Управления образования Нижнетуринского городского округа.

Это было перед началом прошлого учебного года. Тогда же и началась трудовая деятельность Л.В.Заляжных в структуре администрации НТГО. За плечами у Ларисы Викторовны – Уральский педуниверситет, Тобольский пединститут, профподготовка по программе "Менеджмент в образовании", весомая награда за педагогическую деятельность и двадцатилетний профессиональный путь от вожатой до директора школы.

Человеку, прибывшему с большой земли, поработавшему в системе образования благополучных северных городов, энергичному и деятельному, Ларисе Викторовне есть, что сказать о первом опыте работы в нашем округе. Наш срез беседы – это достижения и упущения, конструктивные мысли о дальнейшем.

В поисках изюминки

— Принципиально важным для себя считаю поблагодарить педагогов за проделанный путь и продолжить начатые перемены в системе образования нашего округа. Но в первую очередь наметила взяться за проблемные зоны. А они выявились сразу.

Начну с дошкольного образования. Здесь больше внимания надо бы уделить переходу на инновационную модель образовательного процесса, введению приоритетных направлений образования. А для этого надо заявиться с программой инновационного развития учреждений на областной площадке, и для реализации этой программы получить средства. Необходимо провести анализ ресурсов, кадрового потенциала, найти ту изюминку в деятельности, которую не стыдно было бы транслировать на область. Пока у нас только одно учреждение, имеющее статус образовательного центра (д/с "Гнездышко"). Но и его потенциал используется не в полной мере.

Далее, пора начать активную работу по привлечению дополнительных инвестиций в виде грантовой поддержки. Дела с этим в округе обстоят скромно. Надо укреплять и начинать новые партнерские отношения с шефами, предприятиями.

Стандарт для педагога

- Послание Президента к учителям не зря называется "Образование длиною в жизнь". Самоподготовкой и образованием каждый педагог должен заниматься постоянно, это аксиома. В российских школах сейчас идет подготовка к внедрению профессионального стандарта педагога. В 2017 году этот стандарт вступит в силу. Он является измерителем квалификации педагога, инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Нам нельзя отставать. Тем более, что в округе есть проблемы по качеству преподавания ряда предметов.

Глубокое погружение

- Модернизация профориентационной работы – ключевая задача школьного образования. Мы должны обеспечить углубленное изучение отдельных предметов, расширить возможности социализации учащихся, мотивации их на выбор профессий, актуальных для экономики родного региона. Так вот, учитывая, что отдаленность ряда школ города незначительна, вполне возможно создать сетевую модель профильного обучения. А для этого необходим детальный анализ кадровых, материально-технических ресурсов в каждой образовательной организации и принятие решения: какой профиль обучения здесь предпочтителен. С 1 сентября 2016 года планируем сеть запустить.

А самое необходимое для нашего округа – создание на базе одной образовательной организации ресурсного центра по реализации концепции физико-математического образования. И сделать это можно на основе Нижнетуринской гимназии, поручив проблемный участок образования именно статусному учреждению. Деятельность и структуру этого центра возможно заявить как региональную инновационную площадку с оказанием научно-методической и грантовой поддержки. В апреле планируется провести окружной практико-теоретический семинар по проблемам развития физико-математического образования.

Сплести сеть

- Как воздух, округу нужна единая информационная сеть. В других городах и регионах это уже вчерашний день. Нам давно пора объединить все образовательные организации. Это позволит наладить дистанционные технологии и электронное обучение, оказывать муниципальные услуги, предоставлять информацию об организации общедоступного и бесплатного образования, а также дополнительного образования, вести электронные дневники и журналы успеваемости, предоставлять информацию об образовательных программах (модулях), учебных курсах и прочую.

В двух направлениях

— Новый закон об образовании значительно расширяет полномочия учреждений дополнительного образования, включая реализацию программ по профессиональному обучению подростков. Но расширять спектр образовательных услуг нам надо в научно-техническом и естественно-научном направлениях. Это – цели и задачи развития образования в РФ и, в частности в Свердловской области.

Первые шаги в прошедшем учебном году нами уже сделаны: на базе имеющегося в округе Центра учреждений дополнительного образования функционирует техническая секция – багги. Там занимаются фотографией, роботостроением, в планах – легоконструирование, ввод других новых секций инженерной школы.

Чужое – хорошо, а своё лучше…

- Теперь – о качестве образования. Я считаю, что нужно оказывать финансовую поддержку лидерам образования – ввести гранты и премии главы за звания "Лучший педагог", "Лучший воспитатель", "Лучший руководитель учреждения", "Лучшая образовательная организация". Победы в различных конкурсах, областные, российские и даже международные премии за качество обучения – это замечательно. Но свой грант – это святое.

От мечты – к реальности

- Образование НТГО должно соответствовать требованиям общества и вызовам времени, то есть стать современным, качественным и эффективным.

Ну а завтрашний день нашего образования мне видится в довольно оптимистичных тонах. Мы мечтаем попасть (и все делаем для этого) в федеральную программу на 2016-2025 годы по содействию строительства новых школ, перевести учащихся из ветхих и аварийных зданий в новые, перевести детей на односменный режим обучения. В планах на эти годы – строительство в сотрудничестве с областью новой школы на 500 мест в поселке Ис, двух небольших школ на 30 мест (в п. Косья и Платина) и большой новой школы на 1000 учащихся в Нижней Туре. А уже в нынешнем году школа №2 перейдет в отремонтированное здание бывшего ПЛ №22, школа №7 и детский сад "Чебурашка" обретут новые крыши.

Наталья КОЛПАКОВА.

.

Из доклада Л.В.Заляжных на августовской педагогической конференции.

"В 2015 году за счет средств областного бюджета закуплено компьютерной техники на сумму 875 тыс. руб., израсходовано 1158300 руб. на пополнение библиотек, более полумиллиона – на закупку мебели; на сумму, превышающую 6 миллионов рублей, произведены необходимые ремонты".

"В округе 87% аттестованных педагогических работников. В 2014 году повышение квалификации прошли 78% педагогов".

"В Едином государственном экзамене, проводимом в НТГО по 12 предметам, приняли участие 93 ученика. Все выпускники 11 классов преодолели минимальный порог по русскому языку. По математике минимальный порог преодолели: по базовой части – 94,1% учащихся, по профильной – 67,9%. Результаты ЕГЭ по математике позволяют сделать вывод о недостаточном качестве образования по этому предмету".

"В 2015 году 88 выпускников средней школы получили аттестаты о среднем общем образовании. Доля выпускников, награжденных медалями, увеличилась по сравнению с 2014 годом и составила 26,9% от общего количества выпускников или 25 человек. Из 252 выпускников основной школы 19 человек стали обладателями аттестатов с отличием, что составляет 7%".

"Согласно результатам независимой оценки качества деятельности образовательных учреждений НТГО, уровень удовлетворенности родителей качеством образования в образовательных учреждениях округа достаточно высокий: 84%".

В тему:

Всего лишь за год работы государственная комплексная программа "Уральская инженерная школа" дала правильные и актуальные доминанты: мотивацию выбора технических специальностей с садика и школы, формирование целостных ориентаций, повышение качества профподготовки, продолжение профпреемственности. В Свердловской области реализованы важнейшие мероприятия, направленные на подготовку кадров на всех уровнях: от школ до промышленных предприятий. Например, в регионе заработали школа юных пилотов и дворец технического творчества, концепции которых не имеют аналогов в России.

"Созданы центры непрерывного образования, заключены соглашения о целевом обучении с 28 организациями промышленности и 11 трехсторонних соглашений о сотрудничестве между минпромнауки региона, УрФУ и предприятиями", сказал Евгений Куйвашев. Только по линии министерства образования реализовано более 30 специальных мероприятий.